Стихи Яниса Синайко существуют в пространстве мифологического мышления. Здесь земля, воздух, вода, камни и человек – логическое продолжение друг друга. Это довербальный мир, где вместо слов – прикосновения и ощущение мира как общего тела / прижимая к себе / тишину / отдаленно похожую на / позвоночник животного /.
Здесь язык из эфемерного понятия – становится осязаемым, весомым, обрастает плотью. Язык как физический объект постоянно возникает в текстах: / язык / лишен языка/, / нет / слова / кроме / удара в полость /, / только / слова произнесенные / однажды / вернуться / нащупав другую / дорогу / обратно / в кость /.
Вся небольшая книга – единый текст без начала и конца. Как прерывающееся дыхание – ритмичные вдохи и выдохи. Это поэзия тела – вне вертикальных структур, четкой композиции. Тела превращаются в растения, растения распадаются, становясь землей, металлы, животные, вода – все это постоянно трансформируется друг в друга, каждое равно каждому.
Здесь нет оппозиции природного и механического. Синтетические образы, в которых сочетаются живое и неживое (/ почва черная кровь / механизмов вторжения /, / взрывы клеток в горле реактора /, “стальные стрекозы”) – это неразделимые части друг друга.
Обзор написан для журнала “Воздух”, №40 (2020)