Первая книга Александра Маниченко событие долгожданное. Автор, который вполне включен в современный литературный процесс – как будто постоянно ускользал из него, старательно избегал поля современной поэзии. Как будто бы стихи – это то, как их понимали дзенские монахи-поэты: должны быть написаны посохом на песке и смыться дождем, разметаться ветром, не подлежать фиксации и сохранению.
На первый взгляд эти стихи о нежности – и боли как ее изнанке. Вся книга – монотекст, в котором “кроме нежности больше нет ничего”, но сил, чтобы ее передать и слов, чтобы ее передать – не хватает, “всегда пропущен самый верный ответ / желание остается в кармане между хочу и бы /.
Однако, все не так просто.
Поэзия Александра Маниченко все время балансирует между искренностью и игрой – превращая в игру самую эту искренность. С одной стороны, в текстах много нарочито документалистских деталей: реальные имена адресатов текстов, реальные локации, с другой стороны лирический герой и (или) автор все время остраняется – иронией, постоянной рефлексией. В этом смысле стихи при внешней схожести максимально далеки от столь популярной сейчас поэзии травмоговорения и от “новой искренности”.
/боженька дай мне слово / теплое как корова / я запишу его на листок / буду помнить что ты со мной / знать как я одинок /
Обзор написан для журнала “Воздух”, №40 (2020)